СПРАВКА ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г. Лермонтова за 2003 год |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТЕРРИТОРИИ И ЗЕМЛИ
Город Лермонтов расположен в центре крупной агломерации группы городов-курортов Кавказских Минеральных Вод: в 6 км к западу от г. Железноводска, в 10 км к северо-западу от г. Пятигорска и в 7 км к северо-востоку от г. Ессентуки. Город занимает площадь в 3078 га..
земли На 01.01.2004 :
Из общей площади, находящейся в ведении администрации города, земель (га):
Земли площадью 3342 га, находящиеся в ведении администрации города, по угодьям различаются следующим образом (га):
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА
Промышленность
Промышленность города Лермонтова объединяет 48 предприятий различных форм собственности, или 17 % от общего количества действующих на территории города. Объём промышленного производства за 2003 год составил 605,2 млн.руб., в сопоставимых ценах на 7,3 % больше предыдущего года. По объёму промышленного производства город поднялся на одну ступень и вышел на 15-е место среди 32-х субъектов края, где такое производство есть. 75% промышленного производства в городе обеспечивают три предприятия: ОАО « Гидрометаллургический завод», ОАО» Электромеханический завод», МУП « ТЭЦ». Выпуск минеральных удобрений на ОАО « Гидрометаллургический завод» в 100% исчислении питательных веществ возрос на 7% и составил 61,4 тыс. т, увеличено производство промышленных насосов на ОАО « Электромеханический завод» на 17%, производство теплоэнергии и электроэнергии на МУП « ТЭЦ» возросло соответственно на 1,6% и на 3,8%. Основные социально- экономические показатели работы промышленности города приведены в таблице:
Инвестиции
Предприятиями и организациями всех форм собственности в 2003 году освоено 51,3 млн.руб. капитальных вложений . на 26 % больше прошлого года, в том числе в строительство жилья 26,3 млн.руб. По темпам строительства жилья город занимает первое место в крае. Введено в эксплуатацию 29 домов общей площадью 7,6 тыс. кв.м., в 2,9 раза больше , чем в 2002 году. За счёт бюджетных средств различного уровня на объектах социальной инфраструктуры города выполнено ремонтных работ на 66,6 млн.руб.
Транспорт
Пассажирские перевозки в городе осуществляет муниципальное унитарное предприятие « Городское автохозяйство». В 2003 году предприятием выполнено услуг на 7,3 млн.руб., на 17,5 % меньше, чем в 2002 году.. За год в городском и пригородном сообщениях перевезено 1426 тыс. пассажиров, на 24,1 % меньше предыдущего года, количество пассажирокилометров составило 12730 тыс. и снизилось на 23,8 %. В целом по предприятию получен убыток.
Потребительский рынок
За 2003 год производство товаров народного потребления по нашим оценкам составило 78,7 млн.руб., на 10,7% больше прошлого года. Крупными и средними предприятиями произведено товаров для народа на 12,9 млн.руб. или 89 % к 2002 году. В 2003 году удалось преодолеть двухлетний спад розничного товарооборота, увеличив его объём по сравнению с 2002 годом на 12,9%, что на 5 процентных пункта выше краевого уровня. На территории города открыто 16 торговых предприятий и 28 предприятий мелкорозничной торговли. В 2003 году открыто 4 новых и отремонтировано три предприятия общественного питания, в результате объём общественного питания возрос в 2,6 раза.
Финансы
Бюджет города Лермонтова за 2003 год выполнен на 103,8 % , в том числе по собственным доходам на 108%. Дополнительно получено 5105,0 тыс.рублей. В то же время по структуре доходов : -налоговые доходы: при плане 62155,0тыс.руб. поступило в бюджет 57741,0 тыс.руб. или 92,9%. Недополучено в общей сумме 4414,0тыс.рублей. По видам налоговых платежей невыполнение плана проходило крайне нестабильно. Только по налогу на прибыль бюджет недополучил 12627,0 тыс.руб., по акцизам недопоступило 201,0 тыс.руб., по земельному налогу 481,0 тыс.руб. Перевыполнение доходной части произошло за счет получения сверхплановых доходов по:
Большой удельный вес в структуре собственных доходов за прошедший год приобрели неналоговые поступления. Он составил при плане 6,9% по отчету 19,7% соответственно в денежном выражении 4671,0 тыс.руб. и 14190,0 тыс.рублей. Отклонение составило 9519,0тыс.руб., из них доходы от муниципального имущества 4931,0тыс.руб., доходы от арендной платы за землю 1814,0тыс.руб., административные платежи 4573,0 тыс.рублей. Непосредственное воздействие на стабильные платежи по подоходному налогу, налогу на имущество и некоторой части земельного налога произошло за счёт применения схемы расчетов с привлечением краткосрочных кредитов банка под схемы ликвидации недоимок у муниципальных предприятий города. Общая сумма налогов по данным схемам составила в 2003 году 5000 тыс.рублей. В результате работы межведомственной комиссии по ликвидации недоимок по всем видам налоговых платежей удалось дополнительно получить 985,8 тыс.рублей доходов . Организация работы через систему казначейского исполнения бюджета на более полное и целевое финансирование расходов бюджета, позволила в 2003 году освоить уточненный план расходов (расходная часть бюджета города) на 93,6% (т.е кассовое исполнение расходной части городского бюджета за отчетный период составило 121910 тыс.руб. при плане 130193 тыс.руб.). За отчетный период за счет исполнения бюджета дополнительно направлено 7022,8 тыс.рублей. Полностью освоены средства по обязательному медицинскому страхованию в размере 7454,0 тыс.рублей. По состоянию на 01.01.2004г городская казна не имеет задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. В текущем году полностью ликвидирована задолженность по пособиям семьям имеющим детей за период с 1998-2001гг доля средств местного бюджета по графику совместного финансирования с Министерством финансов Ставропольского края составила 195,9 тыс.рублей. В соответствии с разработанным графиком по погашению задолженности за книгоиздательскую литературу за ряд лет (с 1996 по 2001гг) педагогам города возвращены их социальные выплаты по ФЗ «Об образовании». За счет контрольно-ревизионной работы в городской бюджет возвращено нецелевых и необоснованных расходов в размере 1827,5 тыс. рублей. Социальная защита
В городе проживает более 40 категорий граждан, имеющих право на льготы, согласно действующему законодательству, что составляет 44% от общего числа жителей города. Наиболее многочисленной из них является категория «Ветеран труда», которая составляет около 6000 человек. В течение двух лет администрацией города и общественной организацией ветеранов атомной промышленности проводится совместная работа по присвоению звания «Ветеран труда» бывшим работникам Горно-химического рудоуправления. В результате чего количество граждан, получивших удостоверение «Ветеран труда» увеличилось в 2 раза. Особое внимание администрация города уделяет ветеранам Великой Отечественной войны. В 2003 году все желающие ветераны Великой Отечественной войны были обеспечены санаторно-курортными путевками, пролечены в госпитале города Пятигорска, в стационарном отделении Федерального государственного учреждения «Медико-санитарная часть №101». Проведено льготное зубопротезирование. Услуги специализированного отделения муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения города Лермонтова» были предоставлены 60 вдовам и 180 участникам Великой Отечественной войны. Единовременную выплату получили участники Сталинградской и Курской битв на общую сумму – 35,0 тыс. рублей. Одно из направлений деятельности – обеспечение социальной защиты инвалидов. На учете состоит 1576 инвалидов, из них около 40% - люди трудоспособного возраста, 72 человека дети-инвалиды, которым требуется особая защита государства. Дети-инвалиды успешно проходят реабилитацию в реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями при муниципальном учреждении «Центр социального обслуживания населения города Лермонтова». На территории региона Кавказских Минеральных Вод действует только два таких отделения, в том числе в городе Лермонтове. Для данного отделения, в соответствии с Федеральной программой «Дети-инвалиды» было получено современное оборудование на общую сумму 300 тыс. рублей. Ведется постоянный учет потребности инвалидов в технических средствах реабилитации. 7 человек в течение года обеспечены спецавтотранспортом, 6 инвалидов - кресло-колясками и 2 ребенка-инвалида различными видами индивидуальных средств реабилитации. При администрации города создан целевой бюджетный Фонд социальной поддержки населения, средства которого расходуются на оказание помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке. В течение 2003 года 73 человека получили материальную помощь на сумму 41415 рублей. Одной из форм социальной поддержки семей является выплата ежемесячного пособия на ребенка. На учете состоит 2591 получателей пособий на 3280 детей. Все текущие выплаты произведены в полном объеме и своевременно. С 1998 года из-за недофинансирования из федерального бюджета сложилась тяжелая ситуация с выплатой пособий на детей, сумма составляла 1963, 1 тыс. рублей. В 2003 году принято решение о софинансировании из бюджетов города и Ставропольского края, в результате произошло полное погашение задолженности по выплате государственного пособия на ребенка за 1998-2000 годы.
Проблемы города
1. Требует решение вопрос ликвидации деформации здания музыкальной школы города, сметная стоимость работ – 11.7 млн.рублей. В настоящий момент проектно-сметная документация разработана и утверждена экспертной комиссией при Правительстве Ставропольского края. Средств на проведение работ нет.
2. Отсутствие средств на реконструкцию городского парка культуры и отдыха. 3. Вопросы исполнения Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ». Предприятиями города Лермонтова предоставляются льготы (по оплате коммунальных услуг, за проезд, за полученные медикаменты, зубопротезирование, за услуги связи) гражданам, имеющим на них право в полном объеме. Возмещение затрат производится согласно выделенным ассигнованиям, которых крайне не достаточно. Недостаток финансирования влечет за собой рост кредиторской задолженности и убытков социально значимых предприятий города.
4. Проблема строительства в городе банно-оздоровительного комплекса на 35 мест. Строительство начато в 1998 году. Из городского бюджета за все время строительства выделено и освоено 2.9 млн.руб. Возможности бюджета города на строительство банно-оздоровительного комплекса не превышают 500 тыс.руб. в год. Таким образом, завершить строительство объекта в ближайшие годы за счет средств городского бюджета не представляется возможным, а продолжительность строительства ведет к удорожанию его стоимости.
5. Отсутствие финансирования работ по перепрофилированию хвостохранилища ОАО «ГМЗ» (ЛПО «Алмаз»)
6. В связи с передачей села Острогорка в административное подчинение городу требуют решения вопросы развития инженерных сетей и сооружений на них в селе Острогорка (водоснабжение, газоснабжение, телефонизация, канализация, электроснабжение).
7. Требуют решения вопросы благоустройства города: это противооползневые мероприятия в районе объездной дороги и жилого дома по проезду Химиков, строительство ливнеотводящей канавы в районе железной дороги и городского озера
8. Большая проблема- невозможность взыскать недоимку с предприятий давно не осуществляющих деятельность на территории города.
9. Высокий уровень изношенности ( 60- 70 %) коммунальных сетей, машин и механизмов в системе ЖКХ города. Решить проблему капитального ремонта и реконструкции в жилищно- коммунальной сфере только за счёт платежей население и других потребителей услуг невозможно.
Глава города Лермонтова С.В.Ушаков
|